Универсальная система коллективной безопасности в рамках ООН - Часть 3

Стоит также отметить, что меры, предусмотренные ст. 40, является по своему характеру временными и не могут затрагивать правового статуса субъектов международного права (например, РО соответствии с настоящей статьей не может требовать окончательного признания границ определенного государства, что может поставить в конфликтующих сторон требование временно уважать определенную границу и вывести за его границы войска). Отдельные ученые ссылаются также на статью как на правовое основание для осуществления операций по поддержанию мира. Резолюции СБ ООН, принятые на основании ст. 40, имеют юридически обязательный характер и обязывают все стороны, которым они адресованы.

Если меры, предусмотренные ст. 40 Устава ООН, не дают желаемого результата и ситуация продолжает ухудшаться, Совет Безопасности может принять решение о применении принудительных мер. Такие меры могут быть как связаны с применением военной силы (ст. 42), так и не связанные с ними (ст. 41). их применения решается СБ ООН в зависимости от характера ситуации или действия, в ответ на которые они применяются, а также степени их угрозы международному миру и безопасности.

В ст. 41 Устава ООН говорится: "Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для реализации ее решений, и она может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений ".

На основании ст. 41 СБ ООН может принимать решения о применении принудительных мер, которые, однако, не связанные с применением вооруженной силы. Единственным исключением является применение вооруженной силы с целью обеспечения соблюдения эмбарго. Так, Резолюцией 221 с 1966 г. СБ ООН уполномочил при необходимости применять вооруженную силу с целью задержания танкеров, транспортировали нефть для Южной Родезии. Согласно ст. 41, могут применяться меры, не связанные с применением вооруженной силы.

Перечень, закрепленный в ст. 41, не является исчерпывающим, и СБ ООН может применять также принудительные меры, не перечисленные в этой статье. В своей практике Совбез основном прибегала к экономическому бойкоту, который заключался в требовании полного или частичного прекращения экономических отношений и введения эмбарго.

foto_00041.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика