Универсальная система коллективной безопасности в рамках ООН - Часть 2

Угрозу международному миру и безопасности начали составлять невоенные источники нестабильности в экономической, социальной, гуманитарной и экологической сферах ". Также в научной литературе понятие "международный мир" трактуют теперь в основном не только как отсутствие вооруженного противостояния между государствами (нормативный аспект), но связывают с наличием дружеских взаимоотношений между государствами и необходимостью реализации определенных социальных ценностей. В отдельных случаях даже нарушение запрета применения силы или угрозы силой могут и не классифицироваться как угроза международному миру, если они не получили необходимого уровня интенсивности. С другой стороны, даже внутригосударственной конфликтную ситуацию может быть расценено как угрозу международному миру. Так, в 1966 году Резолюцией 232 СБ ООН был осужден провозглашения белым меньшинством в Родезии независимости, установлен факт наличия угрозы международному миру и введен экономическое эмбарго. У1977 г. Совет Безопасности осудил политику апартеида в ЮАР и наложила эмбарго на оружие. Интересным является то обстоятельство, что в настоящее время массовые грубые нарушения прав человека также неоднократно квалифицировались Советом Безопасности как угроза международному миру. При установлении факта агрессии Совет Безопасности может руководствоваться определением агрессии, закрепленным Резолюцией ГА ООН от 1974 г., которая, однако, не является юридически обязательным документом.

В случае установления акта агрессии, факта угрозы или факта нарушения мира СБ ООН принимает решение о принятии адекватных конкретной ситуации мер с целью восстановления или обеспечения международного мира и безопасности.

С целью предотвращения обострения ситуации СБ ООН может призвать стороны к осуществлению временных мер, предусмотренных ст. 40 Устава ООН. Такие меры, как правило, являются мирными по своей природе и осуществляются в условиях существования угрозы миру для того, чтобы избежать превращения этой ситуации в явное нарушение мира. Типичными примерами таких мер является требование приостановить военные действия, вывести войска, предложения договориться о перемирии, приглашение к переговорам. Эти меры следует отграничивать от принудительных действий. Примером здесь может служить Резолюция Совета Безопасности ООН 582 от 1986 г., принята по конфликту между Ираном и Ираком, в которой со ссылкой на ст. 39 и ст. 40 Устава ООН к сторонам конфликта ставилось требование прекратить военные действия.

foto_00048.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика