Универсальная система коллективной безопасности в рамках ООН - Часть 1

Первой попыткой гарантировать поддержание международного мира и безопасности в рамках системы коллективной безопасности было создание в 1919 Лиги Наций. Наряду с частичной запретом ведения войны и службы мирного разрешения споров, система Лиги Надежд базировалась на механизме коллективных санкций. Государство, поднявшей закрепленную в Уставе Лиги Наций запрещении применения силы, должна была учитывать не только сопротивление жертвы нападения, но и на коллективные санкции других членов Лиги Наций (ст. 16 и ст. 17 Устава Лиги Наций). Закрепление принципа "один за всех и все за одного" должно было отпугнуть потенциальных агрессоров. Однако история и Вторая мировая война подтвердили неспособность выполнять возложенные на нее функции.

После краха системы коллективной безопасности Лиги Наций была разработана концепция новой системы, которую воплотили через создание ООН. При этом были учтены недостатки предыдущей системы. Во-первых, в Уставе ООН впервые было закреплено абсолютный запрет применения силы и угрозы силой (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Во-вторых, в отличие от Лиги Наций, в которой применение коллективных санкций военного характера базировалось на принципах добровольности, под эгидой ООН был создан центральный орган (Совет Безопасности), который был уполномочен на принятие юридически обязательных решений. К тому же в составе Организации впервые были объединены все крупные государства: Великобританию, Китай, СССР, США и Францию как постоянных членов Совета Безопасности, наделенных правом вето. Важное значение имеет также и тот факт, что в настоящее время практически все государства являются членами универсальной системы коллективной безопасности ООН.

Устав ООН возложил на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24), а ст. 39 уполномочила ее к принятию обязательных для стран - членов Организации решений и установления факта существования любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Как показывает практика Совета Безопасности, этот орган вышел в своей практике за пределы узкого нормативного понимания мира как отсутствия вооруженного противостояния между государствами и толкует его значительно шире. Так, в заявлении Совета Безопасности относительно ответственности за поддержание международного мира и безопасности, сделанной на саммите 1992 г., отмечалось: "Одна только отсутствие войны и вооруженных конфликтов не гарантирует международного мира и безопасности.

foto_00037.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика