Понятие и признаки права - Часть 3

Наиболее логического завершения теория естественного права получила во время буржуазных революций в XVII-XVIII вв когда представители юс-натурализма (Г. Гроций, Т. Гоббс, Руссо, Конт и др.). связали естественное право с правами и свободами человека, которые непосредственно вытекали из природы самого человека. И уже к концу нового времени естественное право начинают рассматривать как определенный правовой идеал (совокупность нравственных требований к праву) на который необходимо равняться положительном (государством установленном) праву.

Общая характеристика естественно-правового типа правопонимания:

- в пределах данного типа правопонимания разделяются право и закон;

- естественное право понимается как существующее независимо от государства, общества и сознания (реифицийована социальная реальность);

- происходит отождествление права и морали (такие нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство составляют ядро естественного права, определяют собой правотворческую и правоприменительную деятельность);

- естественное право как явление идеальное и абсолютное неподвластное "порчи".

Слабой стороной естественно-правового типа правопонимания является то, что при таком подходе к пониманию права (как совокупности абстрактных нравственных ценностей) "уменьшаются" его формально-юридические свойства, и как следствие теряются четкие критерии законного и противозаконного (представления о справедливости у разных людей может быть неодинаковое) поэтому такое правопонимание больше связано с правосознанием.

2. Нормативистский (этатистский, позитивистский) тип правопонимания. Название данного типа правопонимания происходит от французского слова "etat"-государство. По своей сути статистський тип правопонимания идейной противоположностью естественно-правовом. Согласно данному подходу, право создается или санкционируется государством. Таким образом, право - это совокупность норм (правил поведения) установленных или санкционированных государством в форме закона. Идеи, характерные для данного типа правопонимания высказывались еще древнегреческими софистами1, свое дальнейшее развитие, этот тип правопонимания получает при формировании западноевропейских абсолютистских государств и утверждения капиталистических отношений, а философское обоснование в учении позитивизма.

foto_00036.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика