Понятие и признаки права - Часть 2

Право сводится к принудительно-властных приказов, т.е. закона - к тому, что официально наделено в настоящее время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.

Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия разграничения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) подразумевают нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законовстановлюючои (государственной) власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление (особый социальный регулятор и т.д. .) со своей объективной природе и спецификой, своей сущностью, отличным принципам и т.д.. Также в рамках юридического типа правопонимания указанные ученые выделяют два подхода: 1) естественно-правовой подход, исходит из признания естественного права, противостоит праву положительному 2) либертарно-юридический подход, который исходит из разграничения права и закона (позитивного права) и под правом подразумевает не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличного принципа права).

А.Ф. Скакун, AB Поляков считают, что современные научные концепции (теории) правопонимания можно свести к трем основным типам правопонимания: естественно-правовой, нормативистский и социологический.

Итак, рассмотрим основные подходы к пониманию права:

1. Естественно-правовой тип правопонимания (юснатурализм, идеологический, аксиологический) - один из древнейших типов правопонимания. Естественное право трактуется как постоянное и неизменное и т.п. совершенным законам природы. Возникновение естественно-правовой идеологии обусловлено социокультурными факторами бытия аграрного общества. Начиная с античности, естественное право уподоблялось разумным законам природы которым подчиняется все живое (это естественные законы, заставляющие людей защищать свою безопасность и свое имущество, вступать в брак, иметь детей и заботиться о них и т. д.). Фактически естественное право отождествляется с естественной закономерностью, такой как, например, рождение и последующая смерть. В средние естественное право получило теологическое (божественное) обоснование (его трактовали как волю Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и Писании).

foto_00036.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика