Обзор законодательства европейских стран о прослушивании телефонных разговоров (Финляндия)

В Финляндии традиционно Считалось, что правомочия полиции восходят К правомочиям монарха. Главной обязанностью монарха Считалось обеспечение общественного порядка и безопасности.

Требование об "охране общественного порядка и безопасности" долгое время, вплоть до начала 1970-х годов, принимались финской юриспруденция как безусловная данность. Это требование вытекало из "природы государства", что, в свою очередь, вело к доктрине, позволявшей полиции при охране общественного порядка и безопасности прибег ко всем необходимым мерам. Согласно такой доктрине, ни одно лицо не имеет прав, ограничивающий полномочия властей по охране общественного порядка и безопасности. Таким образом, законодательной основой для данных полиции полномочий стали главным образом постановления и обычное право.

В 1966 г. появился Акт о полиции (РоШвИаЫ / 18.2.1966/84 /). Когда он готовился, ему придавали организационное значение, но постепенно юридическая реформа изменила начальные планы. Акцент переместился на полномочия полиции. Реформу стали рассматривать как нечто такое, что поставило бы на первый план ответственность и юридические обязательства, Которые несет полиция, Применяя против граждан силу, и что, следовательно, гарантировало бы гражданам максимально возможную защиту от произвола "(РоШвШ огёаЫвааИокотИеап, тьгеНЫо, КотИвапт 'ьеИпЬо 1958:15 / Отчет полицейского организационного комитета / с.8). К тому времени, когда дела в области юридической реформы дошли до парламентско процедур, ее главный акцент уже делался на регулировании полномочий полиции. Принятие в 1966 г. Акта о полиции создало условия, чтоб финская юриспруденция сменила подходы к полномочиям полиции.

Впрочем, Акт о полиции был непоследовательным и содержал множество туманно сформулированных положений, дающих полиции широкие полномочия. Все полномочия, касающиеся Слежка, наблюдения и получения информации о том или ином лице, как правило, отсутствовали в законодательстве. Все действия полиции в ЭТИХ сферах основывались на так называемом, обычном праве. В 1972 г. даже финский парламент Отметил отсутствие ЭТИХ полномочий в парламентско документах по уголовному праву и положениях в Слежка и прослушивание. Законодательный Комитет указал, что важно как можно скорее разработать эти полномочия в деталях. В 1980-х годах Государственный Совет создал специальный Парламентский Комитет по делам полиции, и тот представил подробный отчет. (РаЫатеМаапзеп ро-ИткотНеап тьеИШо, КотНеаптЬеИШо 1986:16 / Отчет парламентская Комитета по делам полиции /). По отправную точку Комитет Принял, что функции и полномочия полиции Должны оговариваться законом. Полицейские власти увесистый отчет приняли НЕ особенно благожелательно: он оказался слишком либеральным. В порядке противодействия специальная рабочая группа, состоявшая главным образом из полицейского начальства, составила собственный отчет Относительно нужных юридических реформ (Ро-ШвИаШиогиИтапт1еИМо Котиеапт1еИпЮ 1989:25 / Отчет Рабочей группы по Акту о полиции /), однако последний ни к какой реформе прямо не вел. Изъяна этого "контротчета" состояла в том, что почти все его Составители принадлежали к полицейским чиновничества. По-видимому, они руководствовались своими профессиональными интересами. Как следствие, политическая воля провести на основе ЭТИХ отчетов какую-либо юридическую реформу

отсутствовала. В итого в 1995 г. был принят новый Акт о полиции {Рош & ИаЫ / 493/95 /), глава 3 которого регулирует сбор информации.

Кроме Акта о полиции сбор информации о лице предусмотрен Актом о принудительных мерах / 402/95 /, глава 5а которого регулирует перехват телекоммуникаций, установление сопутствующих звонку обстоятельств и Слежка с помощью технических средств. Главное различие между мэрами, Которые предписывают эти Акты, состоит в их применении. Если имеет место так называемая "превентивная деятельность полиции", то сбор информации осуществляется в согласии с Актом о полиции. Полиция исполняет свою обязанность обеспечить правовой и общественный порядок или обеспечить порядок и безопасность. Чтобы применить меры, установленные Актом о принудительных мерах (гл. 5а), должна быть "причина подозревать, что совершено преступление". Когда такая причина появляется, то относящиеся к сбору информации правила Акта о полиции уже неприменимы. Найти тонкую границу между превентивной деятельностью полиции и расследованием преступления отнюдь не просто.

Сбор информации о лице согласно акта о полиции В.. 28 Акта о полиции определяет используемые в акте понятия. "Технический контроль" означает визуальное или Акустическое слежение за публикой, водителями транспортных средств или пешеходами, Осуществляемое с помощью технического средства, а также автоматическую запись звука или образа. "Надзор" означает постоянный или Многократные сбор информации об определенном лице или его действиях. "Технический надзор" - это постоянное или многократное прослушивание определенного лица с помощью технического средства и запись голоса (Перехват), наблюдение и запись (техническое наблюдение) и надзор за транспортным средством (техническая Слежка).

Согласно ст. 29 Акта, полиция имеет право подвергнуть "техническому контролю" общественное место или общественную дорогу с целью поддержать общественный порядок и безопасность, предотвратить правонарушение, опознать лицо, подозреваемое в правонарушении, а также отследить определенные объекты, взятые под охрану. При этом полиция должна дать какое-то предупреждение о наличии технического контроля, например, посредством дорожного знака. Согласно статье 30 Акта о полиции, офицер полиции может установить "надзор" над Отдельным лицом в ином месте, нежели его жилище, с целью предотвратить правонарушение в случае, если поведение этого лица или иные сведения дают основание подозревать, что это лицо совершит правонарушение. Надзор за пределами жилища может устанавливаться также над лицом, которое можно подозревать в сообщничества преступлениям, максимальное наказание по Которые превышает заключение сроком в шесть месяцев.

Полиция может установить "технический надзор" за пределами жилища над лицом или его транспортным средством в случае, если обоснованно предполагается, что полученная информация способна помочь в предотвращение преступления. При том же условии технический надзор может устанавливаться над лицом, находящимся в гостинично номере или подобном помещении. Однако прослушивающее или наблюдающему устройство не обязано располагаться в помещении или транспортном средстве, где находится объект наблюдения. Надзор допустим только тогда, когда из поведения лица или Иных данных явствует, что это лицо может совершить правонарушение, максимальный срок наказания за которое составляет, по крайней мере, 4 года заключения, либо правонарушение, связанное с наркотиками. Техническое наблюдение и техническая Слежка используются, если поведение лица или иные сведения показывают, что это лицо может совершить правонарушение, за которое положено максимальное наказание большее, чем шестимесячный срок заключения, либо это лицо является сообщники в таком правонарушении.

Согласно ст. 31 Акта о полиции технический надзор за лицом может быть установлен в пределах его жилища в следующих случаях:

- полиции необходимо провести то или иные мероприятия, и они будут эффективными только в случае надзора в пределах жилища (надзор тогда устанавливается непосредственно перед мероприятиями и во время их проведения);

- необходимо предотвратить опасность для жизни или здоровья лица, проводящего мероприятия, или лица, подвергающегося опасности и нуждающегося в защите.

Решение о техническом надзора принимается старшим полицейским или полицейским, Который назначен старшим следователем. Об этой мере необходимо немедленно уведомить старшего полицейского. Теоретически полицейский, принимающим решение о техническом надзора, предписанном в п. 1 ст. 31 Акта о полиции, должен сообщить об этой мере поднадзорному лицу. Однако если такое извещение способно повредить сбора информации или досудебному расследованию правонарушения, то извещения НЕ требуется. Никакого извещения НЕ требуется, если надзор или технический надзор устанавливается согласно п. 3 ст. 31 Акта о полиции или на основании прежде полученной с помощью надзора информации. В принципе, весьма маловероятно, чтоб полиция официально сообщили лицо в мерах надзора, поскольку это будет "вредить сбора информации или досудебному расследованию правонарушения". Ст. 34 подробно определяет, как можно воспользоваться собранной информацией. Ст.ст. 35 и 36 регулируют получение информации от Иных властей, частных организаций и лиц.

Сбор информации о лице согласно акта о принудительных мерах

Ст. 1 гл. 5 Акта о принудительных мерах определяет основные используемые в акте понятия. "Перехват телекоммуникаций * означает тайный перехват или запись сообщений с целью выяснить их содержание. Эта мэра применима для того, чтоб отследить сообщение, посланное или полученное с дальнего расстояния через телекоммуникационную сеть. Телекоммуникации может быть телефонный звонок, пересылка данных и т.п., включая все виды электронной коммуникации. "Установление сопутствующих звонку обстоятельств" является получение тайных идентификационных сведений о субъектах общения, Которые были посланы или получены с помощью прибора, подключенного к телекоммуникационной сети, и временное отключение данного устройства. Идентификационный данные в субъектах общения - это такая информация, которая делает возможным идентификацию участвующих в телекоммуникации сторон. Такой информацией могут быть, например, сведения о местонахождение телекоммуникационных терминалов, в полном телефонных номеров, о времени и месте коммуникации и ее продолжительности. "Технический надзор" означает тайный перехват или запись с помощью технических средств разговора или словесного сообщения, Которые НЕ предназначены для сведения посторонних лиц и в которых перехватчик не принимает участия ("перехват"). Прослушивание является одной из форм технического надзора. Технический надзор может быть также установлен посредством постоянного или многократного фотографирования или тайного надзора за определенными лицом или местом, где, предположительно, подозреваемый будет что-то говорит, при помощи бинокля, камеры, видеокамеры или иного подобного средства ("техническое наблюдение"). "Техническая Слежка" означает надзор за транспортным средством или имуществом при помощи радиопередатчикам или иного подобного устройства.

Согласно ст. 1а гл. 7 Акта о принудительных мерах все Перечисленные принудительные меры могут применяться, если только их применение может быть сочтено оправданным, с учетом того, насколько тяжело расследуемое преступление, насколько важно его расследова и насколько нарушаются права подозреваемого либо других лиц. Это назван принципом пропорциональности.

Перехват телекоммуникаций допускается, когда есть основания подозревать кого-то в гос измене, измене или убийстве, непредумышленном убийстве, взятие заложников, грабежами при отягчающий обстоятельствах, профессиональной скупка краденого, угоном самолета, диверсия против воздушного судна, фальшивомонетничестве при отягчающий обстоятельствах, преступлении, связанном с наркотиками и совершенном при отягчающий обстоятельствах, вымогательстве при отягчающий обстоятельствах или глупым влиянии при отягчающий обстоятельствах, либо в преступной попытки совершить Названные правонарушения. В ЭТИХ случаях проводящие досудебное расследование органы могут Получить санкцию на перехват или запись сообщений, отправляемых подозреваемым с принадлежащего ему устройства, которое им предположительно используется, или же предназначенных для подозреваемого сообщений приходящих к нему через это устройство. Необходимо, чтоб полученная благодаря такому перехвату информация предположительно имела чрезвычайную важность для расследования (Акт о принудительных мерах, гл. 5а, ст. 2).

Установление сопутствующих звонку обстоятельств допустим, когда есть причины подозревать кого-то в правонарушении, за которое предписано наказание, Euro четырех месяцев заключения, либо в правонарушении, совершенном через терминал против системы автоматической обработки информации, либо в правонарушении, связанном с наркотиками, либо в преступной Попытка совершить Вышеназванные правонарушения. В перечисленныхслучаях осуществляющие досудебное расследование органы могут Получить санкцию снять информацию о сопутствующих звонку обстоятельствах с принадлежащего подозреваемого или предположительно используемого им коммуникационного устройства. Также возможно временно такого рода устройство отключить.

Необходимо, чтоб полученная благодаря идентификации или временному отключение информация предположительно имела исключительную важность для расследования. Если истец согласен, то проводящие досудебное расследование органы Имеют право получать информацию через коммуникационный прибор, находящийся во владении истца или им Используемый, чтоб раскрыть правонарушение, совершенное против системы автоматической обработки информации, которая соединений с общей телекоммуникационной сетью (Акт о принудительных мерах, гл. 5а, в. 3).

Согласно ст. 4 гл. 5 Акта технический надзор возможен, когда есть причины подозревать кого-то в правонарушении, максимальное наказание за которое - не менее четырех лет заключения, или в правонарушении, связанном с наркотиками, или в преступной попытки совершить Названные правонарушения. Необходимо, чтоб полученная информация предположительно имела исключительную важность для расследования. Техническое наблюдение допустимо, когда есть причины подозревать кого-то в правонарушении, максимальное наказание за которое - по крайней мере, шесть месяцев заключения. В этом случае также необходимо, чтоб полученная информация предположительно имела исключительную важность дня расследования. Техническая Слежка может быть применена к лицу, подозреваемого в правонарушении, связанном с наркотиками. Техническая Слежка может быть обращено на используемой подозреваемым транспортное средство или на товары, с Которым связано правонарушение. Перехват или техническое наблюдение могут быть ориентированы на подозреваемого только тогда, когда он находится в общественном месте, в транспортном средстве, которое находится в общественном месте, или в гостиничные номере, либо подобном помещении. Перехватывающее или наблюдающему устройство не обязано быть расположено в помещении, где находится подозреваемый, или в используемом им транспортном средстве.

Для перехвата телекоммуникаций или установления сопутствующих звонку обстоятельств необходима санкция. Ее дает суд. Соответствующий запрос рассматривается судом безотлагательно и в присутствии подавшего его липа или определенного этим лицом служащего. Решение выносится без слушания подозреваемого или лица, владеющего коммуникационным прибором. Решение обжалованию не подлежит. В экстраординарных случаях решение может приниматься задним числом; делается это в предельно короткие сроки. Санкция на перехват телекоммуникаций и установление сопутствующих разговору обстоятельств может единовременно даваться не более, чем на один месяц. В санкции необходимо указать, к какому лицу и какому коммуникационного устройству применяется данная мера. Кроме того, суд, выдавая санкцию, имеет право наложит и другие условия и ограничения.

Решение о перехвате, наблюдении и технической Слежка может приниматься Главным следователем. Решение о перехвате должно быть в течение 24 часов доведено до сведения офицера полиции, возглавляющего Национальное Управление полиции, заместителя этого офицера, либо шефа Охранно-ревизионного управления, либо следственного отдела национальной таможенное коллегии, либо главы таможенного округа. Единовременно перехват может длиться не более одного месяца. В случае технического надзора санкция должна точно указывать подвергающиеся ему лица, места, а также транспортные средства и имущество. Кроме того, могут налагаться дополнительные условия и ограничения. Обо всех принудительных мерах оговоренных в акте о принудительных мерах (гл. 5а), должен быть подан отчет.

В Некоторых случаях перехват телекоммуникаций запрещен. Перехвата не могут подвергаться беседы подозреваемого с его адвокатом и беседы подозреваемого с его священником. Этот запрет абсолютен. Некоторые другие лица частично защищены от перехвата: ближайшие родственники подозреваемого, его врач, фармацевт, акушерка, их помощники и лица, имеющие право на охрану своих информантов (т.е. журналисты) защищены от перехвата законом, кроме случаев, когда досудебное следствие подозревает правонарушение , за которое полагается наказание в виде заключения сроком на шесть лет или более суровое наказание, либо попытку совершить такое правонарушение или соучастии в нем. Если в процессе применения принудительных мер обнаружится, что имел место разговор Перечисленными выше лицами, то действия полиции прерываются, а запись или заметки, если таковые есть - немедленно уничтожаются (Акт о принудительных мерах, гл. 5а, ст. 10).

Когда цель принудительных мер достигнута или истек срок выданной санкции, старший следователь должен прекратить использование принудительных мер. Сообщение об этом передается лицу, которое выдал санкцию, либо лицу, принявшему решение о таких мерах. Если дело передано на рассмотрение общественному прокурору или закрыто, то в принимавшихся принудительных мерах необходимо сообщить подозреваемого.

В случае, когда среди полученной благодаря перехвата информации имеются сведения, Которые не имеют отношения к расследуемому правонарушению, может даже, если они Имеют отношение к какому-то втором правонарушению, запись после ознакомления с ней уничтожается или эти сведения не включаются в отчет. Вместе с тем, если эти сведения затрагивают находящееся в расследовании правонарушение и если оно может расследоваться с применением принудительных мер того же типа, что и Принятые, то запись может быть сохранена, а соответствующая информация внесена в картотеку организации, проводящей досудебное расследование. Если полученная информация необходима, чтоб предотвратить преступления, предусмотренны в. 19 гл. 16 Уголовно кодекса (в число ЭТИХ преступлений входят государственная измена, убийство, непреднамеренное убийство, взятие заложников, грабеж при отягчающий обстоятельствах, профессиональная скупка краденого, угон самолета, диверсия против воздушного судна, фальшивомонетничество при отягчающий обстоятельствах, правонарушение, связанное с наркотиками, и совершенное при отягчающий обстоятельствах, вымогательство при отягчающий обстоятельствах, дурное влияние при отягчающий обстоятельствах, либо преступная попытка совершить Названные правонарушения), то запись также может быть сохранена, а информация включена в картотеку. Записи, Которые не следует уничтожать, хранятся пять лет со дня, когда по делу было принято окончательное решение или дело было закрыто.

foto_00014.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика