Гражданское право как учебная дисциплина - Часть 2

Цивилистическая наука составляет методологическую и теоретическую основу для учебной дисциплины.

В то же время между учебной дисциплиной и наукой гражданского права тождества не существует. Различия между ними существенные и заключаются в следующем. Во-первых, если научное познание гражданского права направлено на решение определенных актуальных проблем и обогащения цивилистической мысли новыми достижениями, то учебная дисциплина такой направленности не предусматривает. Она предоставляет студенту теоретические знания, положение, так сказать, в готовом виде, в результате чего сама наука превращается в учебную базу, а ее основные положения-в учебный материал.

Во-вторых, наука гражданского права по своему объему не регламентирована и во времени не безгранична, чего нельзя сказать относительно учебной дисциплины. Это сказывается на объеме учебного материала, в состав которого включаются только теоретические положения - понятия, категории, концепции и т.д., необходимых для применения в практической деятельности специалиста-юриста.

Кроме того, различия учебной дисциплины от науки гражданского права наблюдаются и в особенностях их предметов. Предметом учебной дисциплины гражданского права является само гражданское право во всех его известных науке проявлениях: а) отрасли права, б) системы законодательства в) науки. Этот предмет имеет образовательный характер и напрямую связано с учебным процессом. В его состав входят: а) наиболее существенные результаты научных исследований б) сведения об актуальных проблемах, исследуемых наукой в) теоретические выводы относительно характеристики актов гражданского законодательства Украины, динамики этих актов, механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений и правоприменительной практики и др..

Большое круг вопросов, охватываемых предметом учебной дисциплины гражданского права, требует от студента значительных усилий и особого подхода к их осмыслению. Поэтому не случайно в высшем юридическом учебном заведении гражданское право преподается не как правовая отрасль или система законодательства, а как цивилистическая наука, т.е. как система научных знаний, а не комментарий действующего законодательства. Предмет учебной дисциплины для студента является тем основанием, на основании которого формируются не только его собственные мысли, но и профессиональная интуиция относительно оптимальности соответствующих законоположений и их адекватности сути и природе гражданско-правовых явлений.

foto_00035.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика