Другие возможные источники международного права - Часть 1

Стоит отметить, что вопрос об источниках международного права не является столь простым, каким оно представляется с первого взгляда и с позиции его формулировки. Ведь каждый читатель, мало-мальски знакомый с основными проблемами современного международного права, убежден в том, что ст. 38 Статута Международного суда ООН не дает исчерпывающего перечня источников международного права. Указанная статья закрепляет положение о том, какими источниками пользуется в своей деятельности Международный суд ООН. Относительно других отношений, то они находят свое объяснение в действующей правовой доктрине, которая в значительной степени является противоречивой учитывая их разное происхождение.

После Второй мировой войны практика государств в сфере международных отношений коренным образом изменилась, не говоря о растущем количестве самих субъектов международного права. Главной проблемой, отражает растущее значение государств "третьего мира" и уровня деевропеизации мирового порядка, является вопрос о роли резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН.

Некоторые из резолюций Генеральной Ассамблеи обязывают органы и государств - членов ООН. Другие, однако, не имеют такой юридической силы и являются рекомендациями, которые отличаются между собой неодинаковым уровнем поддержки большинства членов ООН. Такое положение является отражением концепции, согласно которой Генеральная Ассамблея принципиально должна быть парламентарным дополнительным органом, а решения по обязательственным характером должна принимать Совет Безопасности ООН.

Но как показала практика, ситуация несколько усложнилась. Генеральная Ассамблея приняла большое количество различных резолюций и деклараций. Таким образом, неизбежным было то, что эти документы будут влиять на направления развития обычного международного права.

Способ, с помощью которого отдельные государства голосуют в Генеральной Ассамблее, а также высказывания их позиций при таких ситуациях свидетельствуют практику государств и их понимание права. В случае, когда определенное государство последовательно голосует против расовой дискриминации, она не может в дальнейшем игнорировать существование обычая, осуждает расовую дискриминацию, который может даже превратиться в обычных норм, связывающей эту страну.

Если большинство государств последовательно голосует за принятие резолюции или декларации по определенному вопросу, это превращается до уровня практики государств, что может привести к появлению новой обязательной правовой нормы при условии, что можно будет доказать существование "opinio juris".

foto_00043.jpg

Международное право

Избранные статьи

Статистика