Правовое положение центральных банков

Правовое положение центральных банков, их статус в развитых странах определяются соответствующим законодательством. В большинстве стран мира основным правовым актом, регламентирующим деятельность центральных банков, является акт высшей юридической силы - закон. В законах о банках определяются их структура, основные задачи, функции и компетенция, порядок взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, государственными органами управления, а также полномочия государства в отношении субъектов банковской системы и др.. Закон закрепляет полномочия центрального банка как государственного эмиссионного центра. В правовых актах, определяющих статус центральных банков, закрепляются также их властные полномочия в сферах регулирования денежного обращения, валютных операций, функционирования кредитной системы и т.д..

Подробнее о полномочиях центрального банка смотрите на сайте http://managebank.ru

Центральные банки могут быть по форме собственности государственными или акционерными. Так, во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании капитал центральных банков полностью принадлежит государству. В некоторых странах государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония). В США акционерами центрального банка (феде-ральных резервных банков) есть только коммерческие банки. Однако в любом случае государство играет главную роль в формировании органов управления центрального банка.

Существенно различаются в отдельных странах содержание и формы взаимоотношений и взаимосвязей между центральными банками и существующими ветвями власти. В экономической литературе выделяются две модели таких взаимоотношений. Первая - центральный банк выступает агентом правительства (министерства финансов) и проводником его денежно-кредитной политики. Вторая-центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без какого-либо влияния со стороны правительственных органов. Однако на практике эти модели в «чистом виде» не функционируют. В большинстве стран существуют промежуточные модели, которые предусматривают определенные принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком и определенную степень его независимости.

Законодательство только пяти стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов - предполагает подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств мира центральные банки подчинены казначейству или министерству финансов.

В законодательстве Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других стран предусмотрено, что министерство финансов имеет право издавать инструкции центральным банкам. Однако такие случаи чрезвычайно редки.

В странах, где законодательными актами предусмотрено подчинения центральных банков непосредственно парламентам, с помощью соответствующих процедур возможно принятие решений, которыми органы исполнительной власти обязуются содействовать центральным банкам в решении определенных проблем, в осуществлении денежно-кредитной политики. Кроме этого, законодательство некоторых стран предусматривает отчетность центральных банков перед парламентами. Например, Федеральная резервная система США представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности раз в год. Центральные банки Германии и Японии представляют отчеты в свои парламенты ежегодно.

foto_00009.jpg

Международное право

Избранные статьи

Случайные статьи

Статистика