Роль человека в процессе контроля

Человек является неотъемлемым элементом контроля. Поэтому при разработке его процедуры необходимо принимать во внимание поведение людей. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля подчеркнуто наглядным, чтобы повлиять на поведение работников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации. Так, никто не делает тайны из регулярных проверок качества изделий на заводах. Те работники фирм, которые обладают правом выдавать кредиты или подписывать чеки, знают, что вся финансовая отчетность будет тщательно проверена независимыми аудиторами. Идея, лежащая в основе желания сделать процесс контроля наглядным, заключается не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предотвратить их. Менеджеры надеются, что сотрудники, зная о том, что контроль существует и действует эффективно, будут сознательно стараться избегать ошибок, сомнительных сделок и т.п.. В свою очередь, это увеличивает возможности контроля максимально приближать реальные результаты с намеченными. Больше по теме смотрите на сайте http://marketmind.ru

Однако подчеркнутая наглядность контроля имеет и свои негативные последствия. Так, работники знают, что их ошибки и достижения в тех сферах, в которых руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, будут очевидно приняты за основу при распределении наград и наказаний. Поэтому подчиненные будут стараться делать то, что начальство хотело бы увидеть от них при проверке. Некоторые исследования подтверждают тенденцию работников всячески подчеркивать работу в тех сферах, где осуществляются измерения, и игнорировать ту работу, где подобные измерения не проводятся. Поэтому систему контроля необходимо тщательно проектировать с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть во время контрольных проверок, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

Требования к контролю. Эффективный контроль, чтобы способствовать достижению целей организации, должен быть: стратегически направленным, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их; ориентированным на результаты; соответствующим вида деятельности, контролируется; своевременным; гибким; простым; экономичным.

Эволюция систем внутрифирменного управления и контроля

В работе [17] И. Ансофф привел классификацию событий во внешней среде фирмы и связал их с уровнем нестабильности. Для оценки нестабильности он использовал шкалу, оцифрованную от 1 до 5. При этом все события в экономической жизни он разделил на: обычные, которые имели место в прошлом (нестабильность равна 1,0) в пределах экстраполяции опыта (2,0); неожиданные, но которые имели аналогию в прошлом (3,0-4 0) и совершенно неожиданные, новые (уровень нестабильности составляет 4,0-5,0). Изменения в окружении организации могут происходить медленнее, чем реакция предприятий согласно реакции менеджеров или быстрее, чем адекватная реакция. Предвидеть эти изменения можно следующими средствами: по аналогии с прошлым (простейшие изменения) с помощью экстраполяции (используя математический аппарат), на основе новых собственных возможностей или слабыми сигналами внешней среды.

 

В соответствии с ростом нестабильности (от 1,0 в начале ХХ века в 4-5 в 80-90-е годы) И.Ансофф установил закономерность изменений систем управления сложных организаций - от систем управления путем реализации и на основе контроля к управлению на основе экстраполяции и, наконец, управление на основе предпринимательства. Согласно изменениям систем управления менялись роль и значение контроля.

foto_00045.jpg

Международное право

Избранные статьи

Случайные статьи

Статистика